Обоснование "задачного" подхода
Человек, или сообщество людей, если они действуют осознанно, всегда решают определенную задачу. Задача определяется поставленной целью. Цель рождается разумом, потребностью, по команде или обстоятельствами.
У каждой задачи свой масштаб. Этот масштаб определяет, достаточны ли усилия одного человека, одной семьи, коллектива предприятия или необходимо участие целого народа. Для каждой задачи формулируются дополнительные исходные условия, требования, которые надо учитывать и соблюдать в процессе ее решения.
Если масштабу задачи соответствует один человек, то для достижения поставленной цели он использует имеющиеся в наличии инструменты и ресурсы. Опираясь на свои знания, планирует, составляет алгоритм действий. Далее приступает к решению задачи, шаг за шагом выполняя спланированный алгоритм действий.
Если масштабу задачи соответствует множество людей, то еще необходимо их организовать, создать иерархические структуры, распределить права, определить правила взаимодействия, общежития.
Иногда для решения задачи нет необходимых инструментов, организационных структур или ресурсов. Тогда первоначально создаются необходимые организационные структуры, конструируются необходимые инструменты, заготавливается необходимый ресурс. Прекрасный пример - триумфальный полет Гагарина! Ведь все было сделано почти с нуля. Совет главных конструкторов, кооперация заводов, новые технологии, космодром, ракета, система обеспечения полета и далее прорыв человечества в космос.
Если нет необходимых организационных структур, инструментов, ресурсов и знаний, то задача становиться неразрешимой. Невозможно полететь в космос, если в качестве инструмента реализации выбрать тележку. Смена кучеров и лошадей не спасут ситуацию. Невозможно собрать микросхему, вооружившись одной кувалдой.
Все дальнейшее изложение будет вестись относительно определенной задачи. Это сделает суждения целенаправленным, конструктивным, логически связанным, алгоритмически выверенным, поддающейся объективному анализу и оценке.
Постановка задачи - это формулирование цели, фиксация исходных ресурсов, определение множества требований.
На первом этапе выбирается инструмент реализации.
Исходя из выбранного инструмента, оговоренных требований и наличного ресурса определяется алгоритм решения задачи.
Если вкратце, последовательно отвечаем на вопросы: что, чем, как.
Знание классифицируем как событийное (факты), описательное и алгоритмическое.
Событийное знание (знание фактов) – владение информацией относительно определенного события.
Описательное знание – владение описанием определенной предметной области, теории, правил, конструктивных построений из элементов данной предметной области.
Алгоритмическое знание – знание задач в рамках определенной предметной области, знание последовательности действий приводящий к решению определенной задачи из данной предметной области.
Знаем -- это означает, что знаем алгоритм решения поставленной задачи посредством имеющегося инструмента, наличного ресурса и заданных требований (ограничений).
Можем -- это означает, что способны выполнить все действия предписанные алгоритмом решения задачи.
Фундаментальным свойством живой природы является способность к воспроизводству, т.е. способность обеспечить преемственность поколений. Любой организм, будь то биологический или социальный, потеряв свойство преемственности поколений, неизбежно деградирует, разрушается, умирает, уничтожается.
Базисом обеспечения жизнедеятельности является наличие источника существования. В процессе исторического развития люди создавали и организовывали разнотипные производства – источники существования. Создавали организационные и экономические институты совместного бытия. Формировались нации, народы и страны. Происходило развитие культуры, науки, техники, производственных систем, экономических систем, государственных систем управления. Стихийно складывались или осознано создавались определенные производственные отношения, принадлежащие к разных экономическим формациям.
Но каждый народ шел и идет своим путем, исходя из среды обитания, исторического опыта, культурных особенностей и т.д.
Каждый из нас является звеном бесконечной цепочки жизни своего народа, неся свою долю ответственности перед предками и будущим поколением. Каждый из нас ответственен за то время, когда живет. Каждый из нас материализует в своей деятельности ту систему ценностей, приверженцем которой является. Материализованный результат деятельности есть неоспоримое доказательство фактических ценностных предпочтений. Без этой материализации, все разглагольствования о доброте, милосердии, честности и т.д. являются пустословием или хуже, составной частью сознательной лжи. Лжи, необходимой для сокрытия фактической негодной системы ценностей. Лжи, которая необходима для оправдания собственной трусости, равнодушия, преступлений.
Исторически для России выкристаллизовалось определенное множество основных задач и нравственных правил. Они в течение веков формулировались выдающимися политическими, религиозными, научными и культурными деятелями. Решение этих задач с соблюдением нравственных правил является гордостью исторического прошлого, неоспоримым необходимым базисом России настоящей, России будущего, для ее развития и достойного места в мире.
Мы все привносим свой вклад в решение основных задач нашего народа, соразмерно нашим возможностям. Эти основные задачи и соблюдение нравственных принципов есть суть Русской идеи. Именно их сформулировали и решали наши великие предки. Особенно целостно это сделали Александр Невский, Михаил Васильевич Ломоносов и Дмитрии Иванович Менделеев.
Заветы Александра Невского [1]
- Уметь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства, храня верность русскому миропониманию и обычаям.
- Не преступать чужих границ, жить в ладу с соседями, а при необходимости принуждать их к миру.
- Сберегать Святую Русь: народ, территорию и богатства души. Свято хранить связь времен и поколений.
- Крепить духовную мощь Державы. Не в силе Бог, а в Правде – в праведной вере в особую духовную мощь русского народа.
- Не преклоняться перед Западом. Не принимать его веры, его учения об искусстве наживать деньги, его безумного и безмерного стремления к потреблению.
- Жить по Правде: в единстве слова и дела, в ладу с совестью, в разумном достатке.
- Давать решительный отпор захватчикам, беспощадно карать предателей Отечества. Кто с мечом к нам придет – от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!
Заветы Михаила Васильевича Ломоносова [2]
- Служить народу и работать во благо Отечества, укреплять могущество России, наращивая его освоением Сибири, Севера и Космоса.
- Правильно выбирать модель развития России в соответствии с пространством и временем. Развивать науку, образование, культуру и экономику на основе Русского Ума и Русского Лада.
- Постигать истину и вести просвещение народа, создавая систему образования, т.е. обучения и воспитания молодого поколения, на основе образов реальной действительности, тесной связи теории и практики.
- Беречь и развивать русский язык как главную святыню русского народа, как основу научного познания и духовного сплочения народов России. Постигать русскую грамматику и риторику.
- Сохранять связь времен и поколений. Не допускать фальсификации русской истории и унижения русского достоинства, давать отпор русофобии, крепить дружбу народов России.
- Развивать экономику России как единый народно-хозяйственный комплекс на основе единства науки и производства. Русская наука должна служить не получению презренного прибытка, а укреплению могущества России и благосостояния её народа.
- Проявлять отвагу и уметь постоять за себя и за Россию.
Александр III
- У России только два надежных союзника – её армия и её флот.
Заветы Дмитрия Ивановича Менделеева [3,4]
- Без материального и духовного благополучия народа не может быть надежной внутренней и внешней безопасности России как социума. И, наоборот, без надежного обеспечения ее безопасности ненадежным, временным оказывается достигнутое общественное благополучие.
- Вопросы народного прироста, переселения, соседской жизни разных рас, развития промышленности и наук, отсутствия утопических увлечений, мирного улаживания международных недоразумений и т.п. должны занимать первое место — вслед за вопросом о способах прекращения общей средней народной бедноты, составляющей основную причину всех наших бед.
- Немало есть отдельных людей и даже на вид очень стройных социальных учений, упускающих из виду, что человеку, как организму, свойственно размножаться и что помимо иных целей у отдельных особей и всяких их совокупностей есть, несомненно, прирожденная цель продолжаться в умножающемся потомстве. Без этой цели ни к чему бы не служили не только государства, но и самые науки и религии.
- Прошлое и будущее всех социумов связано с ростом численности народонаселения и развитием его созидательно-творческих качеств.
- Российский социум является целостной сложной системой, состоящей из двух частей: субъектной — народонаселения и объективированной — всего созданного, взятого людьми у природы и присвоенного ими в интересах своего существования, развития и безопасности. Принципиальное различие между работой и трудом: к первой относится механическая деятельность, которую люди могут перекладывать на животных и машины, второй присущ только человеку, обладает социальными смыслом и целью.
- Избежать паразитического спекулятивного капитала можно развивая и поддерживая русские формы организации производства – общины, артели, кооперации… Фабрики или завод при общине – вот что одно может сделать русский народ богатым, трудолюбивым и образованным.
- Разрозненных, нас сразу уничтожат. Наша сила в единстве, в воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, и в естественном росте нашего внутреннего богатства и миролюбия.
- Прочно и плодотворно только приобретенное своим трудом. Ему одному честь, поле действия и всё будущее.
- Мы, русские, можем вступить в новые исторические условия впереди иных народов, приспособив к тому всё наше школьное образование, ибо идеалы наши не сзади, а впереди.
- Именно труд является поприщем формирования, развития и реализации гуманистической, творческой человеческой субъектности. Соотношение труда и работы в жизнедеятельности народонаселения — залог его исторического развития, уровня общественного блага и надежности безопасности социума.
- А все-то "благо народное", как и все достатки современности, определяются только суммой трудов. Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев, но без него никакие улучшения правительственного строя и никакие права и обязанности, законом закрепленные, ничего сделать для развития России не в силах.
- К трудолюбию привести может только школа, в которой наука стоит на должной высоте, и учащиеся трудолюбием действительно и явно для учащихся проникнуты, а в высших школах прилагают это трудолюбие ни к чему иному, как к науке. Не трудящиеся ученики — сущая бессмыслица, а не привыкшие к постоянному труду учителя не могут быть подходящими.
- Основным средством развития субъектности народонаселения является создание системы истинного просвещения, образования и науки. На первое место надо поставить подготовку учителей и высшее образование. Особой исторической жизнестойкостью отличаются те этносы, у которых прочно вошел в быт культ учителя. Подготовка учителей — отправная точка и гарантия высокого качества всей системы просвещения.
- Просвещение и промышленность являются главными правительственными функциями. Политика, устройство, образование и даже оборона страны без развития промышленности немыслима.
- Интересы общественного блага и безопасности России требуют гармоничного соотношения между сельским хозяйством и промышленностью, между добывающей, сырьевой и обрабатывающей промышленностью.
- Надо постоянно сравнивать состояние и перспективы развития российского социума с состоянием и тенденциями развития других стран, поддерживать неконфронтационные отношения с Западом и Востоком, учитывая положение России.
- Россия, содержа войско и не поддаваясь утопическим соблазнам "разоружения", может, благодаря своему положению, играть важную роль в общем концерте мирного соглашения всех стран.
- Семейственность - важное достоинство для этноса.
- Важны реальные государственные улучшения в интересах общего блага и безопасности России, а не формальная декларация принципов демократии, прав и свобод без определения обязанностей. Развитие "блага народного", определяясь мерой роста и общностью распространения нравственных начал и внешнего благосостояния, зависит очень сильно не только от права граждан, но и от обязанностей, определяемых убеждениями, обычаями и законами.
- Законы, по существу, должны охватывать весь смысл прошлого, всю современность и, что всего настоятельнее, должны предвидеть вероятное будущее страны, насколько оно от законов зависеть может.
- Законы — дело рук человеческих, поэтому надо иметь и всеми способами открывать возможность изменять и поправлять такие законы, которые из-за преследования ложных мыслей и начал при всем желании законодателей приводят не к добру, а к худу.
- Низкопоклонство перед Западом лишает власть способности уловить действительные и простые нужды страны и народа и действовать в их интересах.
- Социум может быть самостоятельным и успешным только при хорошо организованной и четко выполняющей свои функции государственной системе, не противопоставляющей государство обществу, семье и личности, а гармонизирующей отношения между ними.
- Достижение четкого разделения функций различных ветвей власти, повышение ответственности всех уровней администрации и администраторов за соблюдение законности.
Опираясь на эти заветы, с учетом всего исторической пути, беря все хорошее, исходя из текущего исторического момента, формулируется множество основных задач и нравственных правил для современной России.
Источники
- Журнал «Итоги деятельности Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2011-2012 годах.
- Журнал «Итоги деятельности Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» в 2011-2012 годах.
- Заявление Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» к 180-летию со дня рождения русского гения.
- Игнат Семенович Даниленко, "Заветы русского гения о благе и безопасности Отечества". Журнал Военно-философского общества Национальной ассоциации объединений офицеров запаса ВС (МЕГАПИР) Военно-Философский вестник №2 2008 г.